Погодные условия и грузовые авиаперевозки
Для безопасных полетов грузовых самолетов важен такой фактор, как погодные условия. Их еще называют метеорологическим минимумом – термин, применяемый сугубо в авиации. Разрешение на вылет дается в том случае, если все показатели, составляющие этот минимум, соответствуют выработанным нормам.
В понятие метеоминимума входят:
- Направление и скорость ветра;
- Максимальная и минимальная видимость;
- Минимальные значения высоты нижней границы облаков;
- Состояния ВПП.
Эти показатели говорят о том, насколько безопасным будет взлет, посадка и прохождение маршрута. Поэтому сведения о метеоминимуме анализируют и на пункте отправки, и на месте прибытия самолета. Стоит отметить, что в программе полета грузового летного транспорта нет вариантов с резервным аэропортом, поэтому перед вылетом особенно тщательно изучаются погодные условия в пункте прибытия.
Три составляющих метеоминимума
Многолетняя летная практика дала возможность выработать универсальные международные метеорологические минимумы. Здесь учитываются:
- Характеристики воздушного судна;
- Возможности аэропорта принятия;
- Подготовка экипажа.
Три разновидности метеоминимумов при грузовых перевозках
Воздушное судно
Минимум воздушного судна – это все возможные варианты погодных условий, которые не представляют опасности для каждого вида и каждой марки самолета. Эти характеристики закладывает в машину производитель. На нее ориентируются и диспетчерские службы, анализируя безопасность полета.
К примеру, погодные условия при боковом ветре в 40 м/с могут быть вполне приемлемыми для одного вида самолетов и представлять опасность для более легких машин, у которых ограничения по вылету, определенные производителем, начинаются со скорости ветра в 25 м/с.
Аэропорт
Минимум аэропорта – это состояние взлетно-посадочной полосы в каждом, отдельно взятом, аэропорту. Он определяется оборудованием, которое установлено на ВПП, в том числе осветительным и РЛС. Также учитывается рельеф местности, где могут быть естественные или искусственные препятствия.
Посадку не разрешат, если, к примеру, видимость при включенных осветительных приборах гарантирует видимость в несколько километров, но упавший туман или моросящий дождь снизили видимость до нескольких сотен метров.
Экипаж
Минимум экипажа – это его профессионализм и допуск пилотов, разрешающий полеты в определенных метеоусловиях. Каждый пилот осваивает минимальную программу обучения летному делу, но пилоты высшего класса проходят дополнительную стажировку, чтобы повысить свою квалификацию и получить тот минимум, который позволит летать в более сложных погодных условиях.
Если у экипажа нет такой подготовки, то ему могут запретить вылет при определенных погодных условиях. К примеру, скорости бокового ветра в 40 м/с, с возможным его увеличением на взлетно-посадочной полосе.
Все эти показатели и составляют понятие нелетной погоды для каждого судна и экипажа в отдельности. При принятии решения о вылете или посадке во внимание берется степень того минимума, который в данных условиях является наихудшим. При этом обязательно учитывается минимум экипажа.