Как санкции сказались на авиации и что будет дальше
В то время, когда весь мир переходил на цифру и строил новые самолеты, российский флот простаивал после распада СССР и фактического уничтожения «Аэрофлота». Не было денег и настроения строить, что-то свое, если запад стал предлагать со временем выгодные условия лизинга и отличное техническое обслуживание для своих самолетов.
Частные компании стали приобретать Boeing и Airbus. Таким образом, в современном авиапарке РФ из пяти самолетов четыре - иностранного производства. Правда, и в отечественных машинах половина импортных деталей. Так что санкции отразились на 80% гражданского флота.
К тому же российские авиакомпании самолеты, взятые в лизинг, регистрировали в Иордании и на Бермудах, избегая оплаты ввозных пошлин и налогов. В 2022 году за рубежом было арестовано 77 самолетов из России. Экстренная перерегистрация спасла третью часть самолетов.
Сегодня большая часть компаний обеспечила себе параллельный импорт запчастей. К тому же было разрешено разобрать на запчасти 30% импортных самолетов. Российские специалисты стали осваивать нюансы техобслуживания иностранной техники. Пока ощущаются проблемы с А350 и с семейством A320neo.
Сегодня перед отраслью стоит задача - в ближайшие семь лет перейти на российскую технику.
Еще в 2002-м российские конструкторы начали работу по созданию ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100. Тогда им в работе помогали французские, итальянские и американские специалисты. Были закуплены импортные комплектующие и авионика. Серийный выпуск самолетов начался 2011 году. Но обслуживание этих самолетов и отсутствие нужных запчастей делали проблематичным их ремонт.
К 2021 году было выпущено всего 20 таких самолетов. Теперь их число перевалило за 200. Иностранные компании делают такое количество за год. Эксперты утверждают, что возможности делать больше самолетов у авиапромышленности были – не было необходимости.
Сегодня специалисты отрасли работают над замещением в самолете импортных деталей и систем. Все работы планируют завершить в будущем году.
В стране также производят Ил-96 и Ту-214. Но это небольшие партии. Более сложные в изготовлении Ту-204 и его модификация Ту-214, производят в Казани. К 2030-му в "Аэрофлот" должно поступить 20 единиц 214-х. Больше таких самолетов пока и не заказывают из-за лишних расходов, неучтенных при проектировке.
С Ил-96 схожие проблемы. Сам по себе самолет надежный и выполнен на хорошем уровне, но сегодняшние перевозчики заточены на экономию, и самолеты из президентского авиаотряда им не по карману. Дорого обходится и перевозка грузов, так как у Ил четыре двигателя. Ил-96-300 еще выпускают на Воронежском заводе. Там ждут новый двигатель для своего самолета, который сделает полеты более экономными.
Сегодня проводят испытания ПД-35. Все надеются, что это будет прорывное решение в отечественном авиастроении. Его можно будет установить и на российско-китайский дальнемагистральный CR929, который тоже находится в разработке.
Полностью российским проектом является среднемагистральный МС-21. Его строили, как конкурента Boeing и Airbus. Здесь учтены самые последние передовые технологии, но серийное производство, намеченное на 2019 год, пришлось отложить из-за санкций, т.к. стали срочно дорабатывать свое крыло и двигатель ПД-14. Сегодня обновленная машина уже имеет базовый сертификат, ей осталось долетать положенное количество часов. Самолет МС-21 в перспективе должен заменить всю оставшуюся импортную технику в российском аэрофлоте. До начала серийного производства осталось совсем немного.
За семь лет в России должны выпустить 1036 самолетов. Пока, в ближайшие годы, на маршруты будут выходить имеющиеся в авиапарке Boeing и Airbus. У них небольшие послужные списки, поэтому их ресурса хватит при нормальном техобслуживании.
Учитывая специфику РФ: ее огромные территории и труднодоступные районы, ей требуются небольшие региональные самолеты. Пока на этих направлениях курсируют самолеты типа "Антонов". Ан-24 и Ан-26 вмещают 40-50 пассажиров. Этот самолет создали в Новосибирске, но сборку перенесли в Киев, обеспечив Украину заказами.
Был даже разработан проект нового Ан-140 с большою дальностью полетов. Выпуск самолетов был прекращен в 2016 году. Постепенно сокращались поставки с Украины для ремонта двигателей. В 2022 году закрылся Ростовский завод гражданской авиации. Прекратилось сотрудничество с «Мотор Сичью».
Устаревшие «Ан» сегодня меняют на Ил-114-300. Это полностью модифицированный, оцифрованный самолет с российским двигателем. Под Екатеринбургом собирают Л-410 и ТВРС "Ладога" и "Байкал".
Восстанавливать авиапромышленность придется не одно десятилетие. Сегодня наращивают темпы производства, готовят высококвалифицированных специалистов как для технологического производственного процесса, так и для полетов.
Услуги компании
Другие новости
Анализируем рост сегмента экспресс‑доставки в 2025 году: причины популярности, ключевые тенденции рынка, изменения в подходах к перевозкам. Рассказываем, как цифровые технологии и персонализация услуг трансформируют логистику, и оцениваем влияние на грузовые авиаперевозки в России.
Мероприятие стало важным этапом в восстановлении эксплуатации воздушного судна после серьезного происшествия с шасси.
Разбираем ключевые различия между страхованием грузов и ответственности перевозчика. Объясняем, как выбрать покрытие, получить выплату и учесть особенности международных перевозок.
Гендиректор «Аэрофлота» отмечает рекордный рост перевозок иностранными авиакомпаниями в России. Разбираем прогнозы, динамику рынка и вопросы баланса интересов российских перевозчиков.
В Сибири до 2030 пройдет масшабная реконструкция аэропортовой инфраструктуры.
На момент октября 2025 года цены на авиперевозки из КНР остаются стабильными относительно августа 2025 года.






Акционерное Общество «ГОРНОПРОМЫШЛЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ» настоящим сообщает, что ООО «АвиаТрейд КАРГО» является постоянным партнёром нашей организации в сегменте органи...
Выражаю благодарность компании ООО «АвиаТрейд КАРГО» за выполнение нестандартного проекта по транспортировке 84 УЗИ-аппаратов по 67 адресам г.Москвы и организации погрузочно-транспортн...
Настоящим сообщаем, что ООО «АвиаТрейд КАРГО» достаточно долгое время сотрудничает с ООО «Новаг» в области смешанных грузоперевозок. На протяжении всего периода работы сотр...