Авиаперевозки грузов и логистика
по России и миру

Как санкции сказались на авиации и что будет дальше

Как санкции сказались на авиации и что будет дальше

В то время, когда весь мир переходил на цифру и строил новые самолеты, российский флот простаивал после распада СССР и фактического уничтожения «Аэрофлота». Не было денег и настроения строить, что-то свое, если запад стал предлагать со временем выгодные условия лизинга и отличное техническое обслуживание для своих самолетов.

Частные компании стали приобретать Boeing и Airbus. Таким образом, в современном авиапарке РФ из пяти самолетов четыре - иностранного производства. Правда, и в отечественных машинах половина импортных деталей. Так что санкции отразились на 80% гражданского флота.

К тому же российские авиакомпании самолеты, взятые в лизинг, регистрировали в Иордании и на Бермудах, избегая оплаты ввозных пошлин и налогов. В 2022 году за рубежом было арестовано 77 самолетов из России. Экстренная перерегистрация спасла третью часть самолетов.

Сегодня большая часть компаний обеспечила себе параллельный импорт запчастей. К тому же было разрешено разобрать на запчасти 30% импортных самолетов. Российские специалисты стали осваивать нюансы техобслуживания иностранной техники. Пока ощущаются проблемы с А350 и с семейством A320neo.

Сегодня перед отраслью стоит задача - в ближайшие семь лет перейти на российскую технику.

Еще в 2002-м российские конструкторы начали работу по созданию ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100. Тогда им в работе помогали французские, итальянские и американские специалисты. Были закуплены импортные комплектующие и авионика. Серийный выпуск самолетов начался 2011 году. Но обслуживание этих самолетов и отсутствие нужных запчастей делали проблематичным их ремонт.

К 2021 году было выпущено всего 20 таких самолетов. Теперь их число перевалило за 200. Иностранные компании делают такое количество за год. Эксперты утверждают, что возможности делать больше самолетов у авиапромышленности были – не было необходимости.

Сегодня специалисты отрасли работают над замещением в самолете импортных деталей и систем. Все работы планируют завершить в будущем году.

В стране также производят Ил-96 и Ту-214. Но это небольшие партии. Более сложные в изготовлении Ту-204 и его модификация Ту-214, производят в Казани. К 2030-му в "Аэрофлот" должно поступить 20 единиц 214-х. Больше таких самолетов пока и не заказывают из-за лишних расходов, неучтенных при проектировке.

С Ил-96 схожие проблемы. Сам по себе самолет надежный и выполнен на хорошем уровне, но сегодняшние перевозчики заточены на экономию, и самолеты из президентского авиаотряда им не по карману. Дорого обходится и перевозка грузов, так как у Ил четыре двигателя. Ил-96-300 еще выпускают на Воронежском заводе. Там ждут новый двигатель для своего самолета, который сделает полеты более экономными.

Сегодня проводят испытания ПД-35. Все надеются, что это будет прорывное решение в отечественном авиастроении. Его можно будет установить и на российско-китайский дальнемагистральный CR929, который тоже находится в разработке.

Полностью российским проектом является среднемагистральный МС-21. Его строили, как конкурента Boeing и Airbus. Здесь учтены самые последние передовые технологии, но серийное производство, намеченное на 2019 год, пришлось отложить из-за санкций, т.к. стали срочно дорабатывать свое крыло и двигатель ПД-14. Сегодня обновленная машина уже имеет базовый сертификат, ей осталось долетать положенное количество часов. Самолет МС-21 в перспективе должен заменить всю оставшуюся импортную технику в российском аэрофлоте. До начала серийного производства осталось совсем немного.

За семь лет в России должны выпустить 1036 самолетов. Пока, в ближайшие годы, на маршруты будут выходить имеющиеся в авиапарке Boeing и Airbus. У них небольшие послужные списки, поэтому их ресурса хватит при нормальном техобслуживании.

Учитывая специфику РФ: ее огромные территории и труднодоступные районы, ей требуются небольшие региональные самолеты. Пока на этих направлениях курсируют самолеты типа "Антонов".  Ан-24 и Ан-26 вмещают 40-50 пассажиров. Этот самолет создали в Новосибирске, но сборку перенесли в Киев, обеспечив Украину заказами.

Был даже разработан проект нового Ан-140 с большою дальностью полетов. Выпуск самолетов был прекращен в 2016 году. Постепенно сокращались поставки с Украины для ремонта двигателей. В 2022 году закрылся Ростовский завод гражданской авиации. Прекратилось сотрудничество с «Мотор Сичью».

Устаревшие «Ан» сегодня меняют на Ил-114-300. Это полностью модифицированный, оцифрованный самолет с российским двигателем. Под Екатеринбургом собирают Л-410 и ТВРС "Ладога" и "Байкал".

Восстанавливать авиапромышленность придется не одно десятилетие. Сегодня наращивают темпы производства, готовят высококвалифицированных специалистов как для технологического производственного процесса, так и для полетов.

Назад к новостям

Другие новости

Власти Канады конфискуют российский грузовой самолет Ан-124
Власти Канады конфискуют российский грузовой самолет Ан-124

Власти Канады предпринимают решительные шаги к полной конфискации российского грузового самолета.

Минпромторг дает старт финальному этапу разработки “Байкала”
Минпромторг дает старт финальному этапу разработки “Байкала”

Глава Минпромторга Антон Алиханов рассказал как продвигается работа по созданию самолёта.

В СДЭК заявили о росте грузовых авиаперевозок на 3%
В СДЭК заявили о росте грузовых авиаперевозок на 3%

Логистическая компания СДЭК продемонстрировала уверенный рост в сфере грузовых авиаперевозок.

Новый грузовой коридор из Китая для беспилотных летательных аппаратов
Новый грузовой коридор из Китая для беспилотных летательных аппаратов

Совет Федерации представил амбициозный план  по доставке грузов в Китай.

Калужский аэропорт расширяет горизонты полетов
Калужский аэропорт расширяет горизонты полетов

Власти Калужской области анонсировали планы по масштабной модернизации аэропорта.

Калининградский аэропорт “Храброво” удвоил объем грузоперевозок
Калининградский аэропорт “Храброво” удвоил объем грузоперевозок

Калининградский аэропорт “Храброво” продемонстрировал впечатляющий рост объемов авиаперевозки грузов в 2024 году.

Москва:
117546, г. Москва, Ступинский проезд, д.1, стр.13
Домодедово:
142000, МО, г. Домодедово, микрорайон Востряково, проспект 1го Мая, 47Б
Якутск:
677007, г. Якутск, ул. Автодорожная, 38/16